Физики против программистов

Как с помощью Лего мы научили договариваться команду Яндекса, работающую на Большом адронном коллайдере
Клиент:
Yandex Data Factory

Одна из команд Yandex Data Factory делает программное обеспечение для работы с Большим адронным коллайдером. В этом важном для компании проекте задействованы лучшие ученые: физики и разработчики искусственного интеллекта. Софт Яндекса позволяет распознавать элементарные частицы, которые рождаются в столкновениях внутри коллайдера. Для этого программа анализирует огромное количество данных с измерительных приборов, расположенных по всему периметру ускорителя. Вот один из таких детекторов ALICE:

детектор ALICE

В команде Yandex Data Factory с самого начала работы возникло недопонимание между физиками и разработчиками. Такое случается очень часто на сложных проектах: одни специалисты не очень понимают зачем проекту нужны другие и наоборот. Это может стать серьезной проблемой для команды, если вовремя не начать разговаривать и, вообще, договариваться.

Поэтому вместе с руководителем Андреем Устюжаниным мы провели эксперимент — разобрали схему проекта с помощью детского конструктора Лего. 

Метод Lego Serious Play в середине 90-х придумали швейцарские бизнес-тренеры и консультанты Йохан Роос и Барт Виктор.

Экспериментируя на стратегических сессиях в крупных компаниях, они заметили, что

у топ-менеджеров получается гораздо лучше придумывать новые идеи и договариваться, если они «думают руками»

Lego Serious Play получил серьезную академическую поддержку, Виктор и Роос обосновали метод с помощью работ знаменитого конструктивиста Жана Пиаже и большого изобретателя Сеймура Пейперта, который еще в 60-х разработал машинный язык Lego-Logo и учил программированию маленьких детей. 

Пиаже в первой половине XX века пришел к выводу о том, что новую информацию человек постоянно тестирует на прочность и только потом интериоризирует — то есть принимает внутрь и добавляет в собственную базу данных.  

Пиаже любил проводить с 4-х летними детьми эксперимент: наливал два одинаковых стакана воды и спрашивал «В каком больше?». Дети отвечали «Ни в каком». Потом он на глазах у детей менял один стакан на более высокий и узкий, переливал в него воду и снова спрашивал, где больше. Дети отвечали: «В высоком». Пиаже ставил этот эксперимент сто раз, и сто раз 4-х летние дети отвечали, что воды реально больше в узком стакане. 

А потом он спрашивал то же самое у 6-летних и, о чудо, они отвечали правильно — «воды одинаковое количество в обоих стаканах, вы же просто перелили ее». Но как они научились этому за прошедшие два года? Ведь им никто не давал уроки по переливанию! 

Сеймур Пейперт в своих работах часто приводит этот пример в качестве доказательства того, что наши «структуры знания» постоянно обновляются. Поэтому лучший способ обучиться — это сделать что-то  своими руками,  не просто learning by doing, но learning by making или constructing. Отсюда  и термин, который придумал Пейперт — constructionism. 

На воркшопе Lego Serious Play в Яндексе произошло сразу два маленьких чуда. Во-первых, физик Денис осознал, что команда строит искусственный интеллект. Он работал в команде уже 9 месяцев, но только сейчас он смог по-настоящему присвоить формальное знание, которое встроилось в его картину мира. Во-вторых, произошел прорыв в понимании между программистами и физиками и они наконец увидели: и проект целиком, и пользу от работы вместе.  

Фрагмент воркшопа

Мы провели в Yandex Data Factory два мастер-класса Lego Serious Play по 4 часа. После этого команда принесла в переговорку свои конструкторы лего из дома и начала использовать игровое моделирование на важных встречах, а также на старте новых проектов. Менеджер команды разработчиков поделился: «Раньше мы часто рисовали на флипчарте или стене, но теперь стали объяснять друг другу сложные вещи с помощью Лего, так проще».

Хотите делать открытия в собственной «песочнице» Лего? Напишите нам и мы научим вас!