Креативные чиновники

Мы научили будущих министров быстро находить много идей в группах разного размера и состава
Клиент:
Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело»

Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» выдал чуть больше десяти грантов на обучение в Высшей школе государственного администрирования. Они достались тем, кто уже работает в министерствах, городской администрации или только собирается стать чиновником. 

По мнению руководителя образовательного направления «Базового элемента» Светланы Инфимовской было бы здорово, если студенты на время обучения образовали команду, способную решать задачи любой сложности. Примерно это им предстоит и во «взрослой» жизни, например, написать аналитическию записку на законопроект за 2 дня, помочь быстро подготовить инвестиционный отчет или сделать презентацию, которая нужна была еще вчера. 

Все эти задачи будут случаться внезапно, времени всегда будет не хватать, команды всегда будут разные, поэтому тем, кто решил стать чиновником нужно изучать не только методологию проектного управления из основной программы, но и наращивать в себе компетенции связанные с креативностью и работой внутри совершенно разных групп, как по количеству, так и по качеству.

 

Тренинг по креативности для будущих министров

 

Мы разработали тренинг, в котором участники получили:

  • Навык анализа-синтеза, как основы дизайн-мышления и, вообще, креативности.
  • Понимание, как размер группы влияет на качество решения — чем больше людей, тем креативнее идеи, но тем сложнее договориться в конце.
  • Навык работы с эмпатией в группе, а это основа совместной работы, если не уделять ей внимания, качество результата будет сильно ниже возможного.

Анализ-Синтез

В основе любого креативного процесса лежат два последовательных этапа: анализ и синтез. Их еще называют дивергенцией и конвергенцией (но эти слова всех пугают, поэтому лучше выражаться проще). Это значит, что от любых исходных данных, в нашем случае мы брали городские проблемы, нужно оттолкнуться и начать расширять пространство знаний любым способом. 

Например, одна из групп решала проблему мусора в городе: денег, как всегда, нет, а мусора много. Что делать? Во-первых, давайте переформулируем проблему и поставим пользователя в центр. Например, скажем «Как мы можем помочь жителю не испытывать неудобств и не чувствовать ужасный запах гор мусора за окном?». Но тут возникает соблазн бороться с запахом, или даже с его интерпретацией, что мгновенно продемонстировала одна из групп, которая придумала объявить следующий год «Годом вони», и таким образом, примирить сознание жителей с тем фактом, что мусор никуда не денется, а дальше… ну они сами решат. Такое решение, конечно, никуда не годится.

Анализ

А что если, мы сформулируем задачу «Как мы можем помочь городским властям в условиях дефицита бюджета вывозить мусор вовремя?». Тогда у нас появляется сразу несколько фокусов для мышления: «власть», «бюджет», «мусор», «вывозить», «вовремя». Для каждой из этих точек, мы можем предложить сразу несколько альтернатив:

  • а что если вывозить мусор будут сами люди, а власть им будет платить привилегиями?
  • а что если, чем дольше мусор будет находиться в городе, тем меньше будет оставаться времени на выходные?
  • а что если мусор продавать? и так далее.  

Синтез

С синтезом всегда сложно. Если проанализовать проблему, людей и обстоятельства может каждый и довольно легко, то с синтезом придется попотеть. Как совместить два решения вместе, как скомбинировать части одного и целое другого? Универсального ответа здесь нет, но поможет кластеризация, поиск историй, отбрасывание лишнего — методов много и каждый раз приходится искать наиболее подходящий для конкретной ситуации. 

Вот наиболее полная и подробная схема процесса дизайна. (при клике откроется большая версия)

Процесс дизайн-мышления

 

Кажется, что схема — сложная и перегруженная, но если вы пройдете все этапы хотя бы раз, то из врага она превратится в незаменимого помощника.

Размер группы

Если вы часто работаете с другими людьми, то, наверное, догадываетесь, что при большом количестве коллег, которые пытаются одновременно о чем-то договориться, никакого прогресса не получается → все только и делают, что выясняют отношения. С другой стороны, если вы хотя бы раз участвовали в мозговом штурме, то также знаете → чем больше в нем людей, тем выше качество идей и их количество. Где-то нужно найти золотую середину, так чтобы группа могла придумывать, но чтобы процесс не превращался в сплошную борьбу мнений. Часто выбирают 5 человек, этого достаточно, чтобы идей было много и они были разные. При этом на этапе синтеза работа не встает, потому что в группе из 5-ти довольно легко найти общий язык и сделать так, чтобы решением остались довольны все.

Эмпатия

Между решением задач в малых группах (по 2,3,5, и 9 человек) мы давали участникам «энерджайзеры». Эти небольшие, буквально на пару минут, упражнения восстанавливали силы (потому что думать — тяжело) и сбрасывали напряжение. Одна из важных задач фасилитатора или ведущего — сделать так, чтобы люди рассмотрели друг друга. Навык эмпатии, возможности взглянуть на мир с позиции другого человека, помогает объединять людей. А в креативных и нестандартных задачах иногда только вместе можно прийти к сильному решению.

Поэтому и нужна активность на командобразование. Давно подмечено, что неловкое положение делает команду сплоченнее. Если дать задание, в котором нужно сделать что-то чудаковатое, но при этом через это проходят все, то на выходе мы имеем группу людей, которые стали чуть ближе друг к другу. Поэтому на тренинге мы заставляли чиновников делать «Машину из людей».

Машина из людей

Авторы — школа Hyper Island

Активность, которая заставит членов группы двигаться и работать вместе. Поочереди люди становятся частями «машины», каждая из которых начинает делать движение и издавать звук, до тех пор пока вся группа не начинает двигаться в едином темпе, как цельный механизм. 

Шаг 1

Встаньте в круг. Объясните каждому, что их задача — построить машину, в которой каждый исполняет уникальную роль и становится частью общего механизма. 

Шаг 2

Один человек входит в круг и начинает повторять один и тот же звук и делать одно и то же движение (например, «пиу пиу пиу» при этом разжимать и сжимать ладонь в кулак). Через 5-10 секунд кто-то другой присоединяется к первому смельчаку, также издавая звук и делая движение. 

Продолжайте строить механизм до тех пор пока все не соединятся в одну машину, которая двигается и производит звуки. Если группа меньше 20 человек, то можно начать «разбирать» механизм также как он и собирался — по одному человеку за раз. 

Хотите прокачать креативность в своей команде? Напишите нам об этом!